Какие пословицы и поговорки существуют про грамоту. Грамоте учиться всегда пригодится пословица

    Азбука наука, а ребятам бука (мука).

    Азбуку учат, -во всю избу кричат.

    Без складу по складам, без толку по толкам.

    Бумага терпит, перо пишет.

    Бумажки клочок в суд волочет.

    В книги не в чурки.

    В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).

    В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).

    Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).

    Врет по-печатному. Врет, как газета.

    Все товар, и мусор товар, а книги не товар (сказал гр. Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку).

    Голову отрежу, сердце выну, дам пить, будет говорить (то же).

    Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).

    Гражданская грамота от антихриста (раскол.).

    Грамоте не знает, а цифирь твердит.

    Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

    Дурака пошли, да сам следом иди!

    Его пошли, да и сам за ним иди!

    Его хорошо за смертью посылать.

    Ер да еры - упали с горы, ерь да ять - некому поднять.

    За аз да за буки, так и указку в руки.

    Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).

    И сам тому не рад, что грамоте горазд.

    Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

    Како он - кон, буки ерык - бык, глаголь аз - глаз.

    Книга - в ней два листа, а середка пуста.

    Книга, а в ней кукиш да фига.

    Книгами не лодыгами играть.

    Книга-то книга - слово-то слово!

    Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

    Лук, что царь, стрелы, что посланнички.

    Лучше печатного не скажешь.

    Мал малышок, а мудрые пути кажет (то же).

    Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички.

    На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном none).

    Написано пером, не вырубить и топором.

    Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.

    Напишешь пером, что не вывезешь волом.

    Не евши блюет; а что выблюет, опять уплетает (песочница).

    Не кота обувать, да за вами посылать (коли все ушли).

    Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).

    Ныне много грамотных, да мало сытых.

    Он учился на медные деньги.

    Перо скрыпит, бумага молчит.

    Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет..

    Перо сохи легче. Грамотей - не пахарь (не работник).

    По грамоте осекся, цифирь не далась.

    По посольству и почет. По посольству и ответ держат.

    По складам, так не грамотей.

    Побольше грамотных, поменьше дураков.

    Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).

    Посла ни казнят, ни рубят. Посла ни куют, ни вяжут.

    Посла ни секут, ни рубят, а только жалуют.

    Посол - что мех: что в него вложишь, то и несет.

    Пошли дурного, а за ним и другого (малоросс.).

    Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!

    Пророк Наум наставит на ум (/ декабря; с этого дня посылают детей в школу).

    Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся- (бумага, перо, пальцы, буквы).

    Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (перо).

    Сверху пушисто, снизу остро, всунешь - сухо, вынешь - мокро (перо).

    Семерых пошли, да сам вслед иди!

    Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).

    Сперва аз да буки, а там и науки.

    Супротив печатного (газетного) не соврешь.

    У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.

    Уела попа грамотка.

    Умному послу не велик наказ, а за глупым послом не ленись сам идти.

    Ушел Вавило по мотовило, да, видно, лесом задавило.

    Ушел посол и утонул в рассол. Коли не удавится, то назад явится.

    Фита да ижица - к ленивому плеть ближится.

    Чей посол, того (тому) и почет (и честь).

    Чем (Чего) через избу не перекинешь? (Пером).

    Чем семерых посылать, ин самому побывать.

    Читает, как пономарь (как псалтырь).

    Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

  • Эко диво: поглядишь - чистехонько; погладишь - гладехонько, а станешь читать - везде задевается (сказал дьячок).

Как вы думаете, что говорят известные люди о нас - прилежных учениках, имеющих в аттестате и дипломе "отлично" по русскому, считающими себя умными и образованными потому, что не допускаем ошибок в слове "искусство" и можем расставить запятые правильно в придаточных предложениях с союзом "как". Действительно ли знания правил орфографии, богатый словарный запас, миллионы прочитанных страниц книг и научных трудов - все то, что дала нам наша отрасль академической науки - позволяют нам считать себя более культурными и развитыми по сравнению с менее грамотными и не имеющими такого багажа знаний коллегами? Попробуем спросить об этом признанных мастеров своего дела. Думаю, что некоторые мнения вас весьма удивят.

Итак, высказывания о грамотности, письме и людях, создающих искусство слова

Если бы римляне изучали все исключения из правил своей грамматики, то у них не осталось бы времени на покорение мира (Г.Гейне)

Писание - трудолюбивая праздность (Иоганн Вольфганг Гете)

Писать - это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают(Жюль Ренар)

Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
(А. Пушкин)

Написано пером, не вырубить и топором (Пословица)

В речи некоторых людей слышны орфографические ошибки. (Юлиан Тувим)

Девушки, которые знают орфографию действительно хорошо, не носят слишком коротких юбок. (Пшекруй)

Знаете ли вы что если всегда ставить запятую перед словом "что", то вы никогда не ошибётесь? Только что толку... (Стас Янковский)

Кавычки - для идиотов. (Михаил Светлов)

Когда нечем оправдать и подтвердить свои фанатичные доводы в споре, цепляются за запятые. (Алексей Погребной-Александров)

Многоточие может обозначать отсутствие мысли. (Хораций Сафрин)

Трудности с правописанием много способствовали популярности телефона. (Янина Ипохорская)

Писательство- вновь и вновь воспроизводимая метафора смысла жизни: воплощаемая на бумаге мечта, что все дорогое нам не пропадает бесследно, что всему есть не конец, а итог и гармония, и это навечно (Александр Круглов)

Грамотные люди могут жениться по объявлению, безграмотные — только по любви (Дон Аминандо)

Друзья ошибки заметят и простят, враги оценят и используют. (Ержан Орымбетов)

Хорошо информированный человек - самый бесполезный зануда на свете (Алфред Уайтхед)

Если ты все понимаешь, значит, тебе не обо всем говорят. (Пшекруй)

Владение русской орфографией - это как владение кунг-фу, настоящие мастера не применяют его без необходимости. (Автор неизвестен)

Русский язык и литература - сочинения по литературе, рефераты и статьи по филологии, методические материалы для учителей литературы и русского языка

Пословицы на тему — Грамота

Русские пословицы

Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Не складна челобитная складом, складна указом (смыслом).

Не складна (не красна) письмом, складна (красна) вымыслом.

Не красна книга письмом, красна умом.

Он учился на медные деньги.

Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички.

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).

Голову отрежу, сердце выну, дам пить, будет говорить (то же).

Сверху пушисто, снизу остро, всунешь — сухо, вынешь — мокро (то же).

Мал малышок, а мудрые пути кажет (то же).

Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (то же).

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).

Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся (то же).

Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).

Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).

Ни небо, ни земля, собой бела: двое глядят, трое работают, один повелевает (то же).

Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).

Не евши блюет; а что выблюет, опять уплетает (песочница).

В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).

В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).

Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

Посол — что мех: что в него вложишь, то и несет.

Умному послу не велик наказ, а за глупым послом не ленись, сам идти.

Дурака пошли, да сам следом иди!

Пошли дурного, а за ним и другого (малороссийск.).

Его пошли, да и сам за ним иди!

Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!

Семерых пошли, да сам вслед иди!

Чем семерых посылать, ин самому побывать.

Не кота обувать, да за вами посылать (коли все ушли).

Его хорошо за смертью посылать.

Ушел Вавило по мотовило, да, видно, лесом задавило.

Ушел посол и утонул в рассол.

Коли не удавится, то назад явится.

Лук, что царь, стрелы, что посланнички.

По посольству и почет. По посольству и ответ держат.

Посла ни казнят, ни рубят. Посла ни куют, ни вяжут.

Посла ни секут, ни рубят, а только жалуют.

Чей посол, того (тому) и почет (и честь).

У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.

Без складу по складам, без толку по толкам.

По складам, так не грамотей.

Читает, как пономарь (как псалтырь).

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Фита да ижица — к ленивому плеть ближится.

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

За аз да за буки, так и указку в руки.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Грамоте не знает, а цифирь твердит.

Како он — кон, буки ерык — бык, глаголь аз — глаз.

Ер да еры — упали с горы, ерь да ять — некому поднять.

По грамоте осекся, цифирь не далась.

Книгами не лодыгами играть. В книги не в чурки.

Ныне много грамотных, да мало сытых.

Перо сохи легче. Грамотей — не пахарь (не работник).

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Уела попа грамотка.

Книга-то книга — слово-то слово! На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном попе).

Эко диво: поглядишь — чистехонько; погладишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается (сказал дьячок).

Гражданская грамота от антихриста.

Все товар, и мусор товар, а книги не товар (сказал гражданин Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку).

Книга — в ней два листа, а середка пуста.

Книга, а в ней кукиш да фига.

Бумага терпит, перо пишет. Перо скрыпит, бумага молчит.

Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет.

Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.

Написано пером, не вырубить и топором.

Напишешь пером, что не вывезешь волом.

Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).

Бумажки клочок в суд волочет.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

Врет по-печатному. Врет, как газета. Супротив печатного (газетного) не соврешь.

Лучше печатного не скажешь. Говорит, как книга.

Это вилами писано (т. е. надвое, неверно).

Пишет грамотки, да просит памятки.

По старой памяти, что по грамоте. Живая грамота.

По-писаному, что по-тесаному. По-сказанному, что по писаному.

Уложенье читает, а дела не знает.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Немного читай, да много (да побольше) разумей!

Писано переписано, село Борисово (говорит о письме незнающий грамоте).

Это не при мне (не при нас) писано.

Писано на решете, с подкладкой полотенца (неразборчиво).

Бумага некупленная, письмо домашнее.

Писал Макарка своим огарком.

От стены пишет (от правой к левой, еврей или татарин).

Где чихнуть пришлось — запятая; где икнулось — двоеточие, а где табаку понюхать — точка.

Письмо — словно куры набродили.

Курячьи ножки, крючки да присошки.

Два косяка с притолокой, два полколеса, два стяга с колесом, два стяга с крючком (покой).

Тарабарская грамота (всякое цифирное письмо).

Словно маку насеял (мелкое письмо).

Пишет, словно разводы разводит (крупно и медленно).

Писали писаки, а прочтут собаки.

Писал писачка, а имя ему собачка.

Это писал такой, что перо за ухом (дока).

Пишет, как черт шестом по Неглинной (улица в Москве).

Пиши знай: кому надо — разберет.

Пословицы и поговорки — Грамота

Вашему вниманию предлагаются лучшие пословицы без регистрации. Эти пословицы интересны в любом возрасте. Потому что мудрый народ сочинил множество поговорок и пословиц — самых разных: веселых и грустных, умных и мудрых, о дружбе и о любви, о здоровье и о труде, о русском языке и т.д... На нашем сайте собраны лучшие поговорки. «Русские пословицы о Грамота» вы можете прочитать у нас.

Без складу по складам, без толку по толкам.
Бумага терпит, перо пишет.
Бумажки клочок в суд волочет.

В

В книги не в чурки.
В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).
В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).
Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).
Врет по-печатному. Врет, как газета.
Все товар, и мусор товар, а книги не товар (сказал гр. Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку).

Г

Голову отрежу, сердце выну, дам пить, будет говорить (то же).
Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).
Гражданская грамота от антихриста (раскол.).
Грамоте не знает, а цифирь твердит.
Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

Д

Дурака пошли, да сам следом иди!

Е

Его пошли, да и сам за ним иди!
Его хорошо за смертью посылать.
Ер да еры - упали с горы, ерь да ять - некому поднять.

З

За аз да за буки, так и указку в руки.
Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).

И

И сам тому не рад, что грамоте горазд.
Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

К

Како он - кон, буки ерык - бык, глаголь аз - глаз.
Книга - в ней два листа, а середка пуста.
Книга, а в ней кукиш да фига.
Книга-то книга - слово-то слово!
Книгами не лодыгами играть.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Л

Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
Лучше печатного не скажешь.

М

Мал малышок, а мудрые пути кажет (то же).
Мы, бедные, учимся на медные, а богачи на рублевички.

Н

На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном none).
Написано пером, не вырубить и топором.
Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.
Напишешь пером, что не вывезешь волом.
Не евши блюет; а что выблюет, опять уплетает (песочница).
Не кота обувать, да за вами посылать (коли все ушли).
Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).
Ни небо, ни земля, собой бела: двое глядят, трое работают, один повелевает (то же).
Ныне много грамотных, да мало сытых.

О

Он учился на медные деньги.

П

Перо скрыпит, бумага молчит.
Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет…
Перо сохи легче. Грамотей - не пахарь (не работник).
По грамоте осекся, цифирь не далась.
По посольству и почет. По посольству и ответ держат.
По складам, так не грамотей.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).
Посла ни казнят, ни рубят. Посла ни куют, ни вяжут.
Посла ни секут, ни рубят, а только жалуют.
Посол - что мех: что в него вложишь, то и несет.
Пошли дурного, а за ним и другого (малоросс.).
Пошли Ивана, за Иваном болвана, за болваном еще дурака, так и сам иди туда!
Пророк Наум наставит на ум (декабря; с этого дня посылают детей в школу).

Р

Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся- (то же).
Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (то же).

С

Сверху пушисто, снизу остро, всунешь - сухо, вынешь - мокро (то же).
Семерых пошли, да сам вслед иди!
Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).
Сперва аз да буки, а там и науки.
Супротив печатного (газетного) не соврешь.

У

У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.
Уела попа грамотка.
Умному послу не велик наказ, а за глупым послом не ленись сам идти.
Ушел Вавило по мотовило, да, видно, лесом задавило.
Ушел посол и утонул в рассол. Коли не удавится, то назад явится.

Б

Фита да ижица - к ленивому плеть ближится.

Ч

Чей посол, того (тому) и почет (и честь).
Чем (Чего) через избу не перекинешь? (Пером).
Чем семерых посылать, ин самому побывать.
Читает, как пономарь (как псалтырь).
Читай, не вертись, а что написано, не сердись.
Читать по складам. Читать по верхам или по толкам.

Э

Эко диво: поглядишь - чистехонько; погладишь - гладехонько, а станешь читать - везде задевается (сказал дьячок).

Понравился материал? Добавьте в закладки:

Обратите внимание на следующие материалы нашего сайта:

  • Корень учения горек,а плоды его сладки мудрые высказывания
  • пословицы и поговорки о здоровье
  • всё про цифру 4
  • пословицы про жениха
  • русский календарь ноябрь

грамоте горазд, тому не пропасть.

Без складу по складам, без толку по толкам.

Бумага терпит, перо пишет.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

Перо скрипит, бумага молчит.

Лучше печатного не скажешь. Говорит как книга.

Уложенье читает, а дела не знает.

Письмо – словно куры набродили.

Не красна книга письмом, красна умом.

Вы находитесь на странице вопроса «Пожалуйста объясните значение этих пословиц Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто «, категории «литература «. Данный вопрос относится к разделу «5-9 » классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература «. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Викторина «Грамоте учиться – всегда пригодится»

Прочитав статьи, опубликованные в рубрике «Методические разработки», вы уже стали «участниками» логопедической викторины для 3-их классов «Осенняя пора», игры для 2-ых классов «Увлекательное путешествие». Сегодня мы приглашаем вас на викторину «Грамоте учиться – всегда пригодится» , которая была организована для учеников 4-ых классов.

Логопедическая: закрепление навыков звукобуквенного, слогового, морфемного анализа и синтеза слов.

Лексическая: пословицы и поговорки.

Грамматическая: развитие навыка образования имён прилагательных, их формоизменения, практического использования в речи предлогов.

  • углублять фонематические представления и обобщения в процессе упражнений по звукобуквенному анализу и синтезу слов;
  • закреплять навык слогового анализа и синтеза;
  • расширять и уточнять словарный запас, используя толковый словарь;
  • закреплять навык словоизменения и словообразования;
  • совершенствовать навык построения предложений (на материале пословиц), используя предлоги;
  • развивать слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, логическое мышление;
  • воспитывать умение работать в группе.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательная;
  • коммуникативная;
  • личного самосовершенствования.

Оборудование:

  • раздаточные карточки с письменными заданиями;
  • раздаточные наглядные картинки;
  • карточки с токованием лексического значения слов.

Играют 2 команды. Оценивается скорость и правильность выполнения заданий в баллах, что фиксируется по ходу проведения викторины в протоколе.

Ход викторины.

В начале занятия учащиеся вспоминают, что викторина – это игра в ответы на вопросы, объединённые какой-либо общей темой (можно уточнить определение в толковом словаре). Выясняют, что для того, чтобы начать проведение викторины, нужно определить тему.

Задание 1. «Найди пословицу» .

Прочитав в ряду букв слова, составьте фразу, которая и будет являться темой викторины.
ОДТАГРАМОТЕЛДБГРАУЧИТЬСЯВЕМРДВСЕГДАОЛШБТМПРИГОДИТСЯ (Грамоте учиться — всегда пригодится).

Задание 2. «Вспомни пословицу».

1) Запомните слова, записанные на доске, и парные им слова, произнесённые учителем — логопедом. Запишите слова парами.

Дело – мастер Труд – рыбка Потеха – время Друг – беда Поле – воин Изба – пироги Свет – тьма2) Опираясь на пары слов, вспомните пословицы.

Дело мастера боится.

Без труда не вытащить рыбку из пруда. Делу – время, потехе — час. Друг познаётся в беде. Один в поле не воин. Не красна изба углами, а красна пирогами. Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание 3. «Собери пословицу».

При правильном выполнении нескольких заданий получатся слова, из которых можно составить пословицу(Мир освещается солнцем, а человек знанием).

1) «Расшифруй слово».

Постройте «цепочку» слов, меняя в них буквы с использованием «подсказок». Составьте и запишите слово (сыр, дыра, дары, дар, март – мир).
Сыр (с > д; + а) – (…) (ы — а) – (…) (— ы) – (…) (д > м; +т) — (…) (а > и; — т) – мир.

2) «Подбери слово».

Подберите из списка то слово, которое соответствует предложенной схеме морфемного разбора (¬ ? ? ? ?).
Кончается, прилетают, заигралась, освещается .

3) «Поймай слово».

а) выделите из произносимых слов 5-ую по счёту букву, запишите получившееся слово.
Поруч ение, проте чка, тарел ка, патро н, даров ание, конве рт, треск а — человек .
б) определите в произносимых словах по порядку соответственно 1-ую, 2-ую и т.д. букву и запишите получившееся слово.
С лучай, ло вкий, пол омка, тран шея, куриц а, понеде льник — солнце.

4) «Составь слово».

Выделите на слух 3-ий слог из каждого слова, выберете из них три, нужных для составления нового слова.
Перее хать, медуза , перезна комиться, затмени е, чертежи знание .

Задание 4. «Подбери предлог».

Вставьте пропущенный предлог в пословицу (о книгах и чтении).

Вслед (за) книгой умом двигай. Не всякий, кто читает, (в) чтении силу знает. Золото добывают (из) земли, а знания (из) книги. Книгу читать, как (на) крыльях летать. Книга (в) счастье украшает, а (в) несчастье утешает. (С) книгой поведешься, ума наберешься. Книга твой друг, (без) неё как (без) рук. Ум (без) книги, как птица (без) крыльев. Книга (для) ума, что теплый дождик (для) всходов. Прочитать (от) корки (до) корки.

Задание 5. «Вставь слово».

1. Используя предложенные имена существительные, образуйте однокоренные имена прилагательные.

Неверность (неверный), длина (длинный), старость (старый), новинка (новый), крепыш (крепкий), ум (умный), доброта (добрый).

2. Образованные имена прилагательные вставьте в пословицы (о дружбе), если необходимо изменив окончания.

Лжец – всегда (неверный) друг, оболжёт тебя вокруг.

К дому друга дорога никогда не бывает (длинной). (Старый) друг лучше (новых) двух. (Крепкую) дружбу и водой не разольёшь. Хорош тот, у кого (умная) голова да (доброе) сердце.

Задание 6. «Отреставрируй пословицу».

Подберите подходящую по смыслу вторую часть пословицы, расставляя соответствующие цифры.

Задание 7. «Найди ответ» .

1) Ответьте на вопрос, опираясь на знание поговорок и пословиц, записывая нужную букву. При правильном выполнении задания должно получиться два слова (конец, венец)

1. Что летит, когда лес рубят?
— деревья (А);

— щепки (К);- шишки (Ц);

— брёвна (Г).
2. Кого ноги кормят?
— свинью (У);
— сапожника (Р);
— ворону (Ж);
— волка (О).
3. Кто должен на горе свистнуть, чтобы произошло нечто несбыточное?
— разбойник (Е);
— рак (Н);
— милиционер (С);
— тренер (И).
4. Что делают с цыплятами осенью?
— наказывают (Т);
— съедают (М);
— считают (Е);
— укладывают спать (Я).
5. Что возят на обиженных?
— песок (У);
— воду (Ц);
— дрова (З);
— мешки (И).
6. Что не следует выносить из избы?
— мебель (А);
— деньги (Ф);
— сор (В);
— посуду (Г).
7. Что произойдет, если поспешишь?
— упадешь (Л);
— споткнешься (Ш);

— людей насмешишь (Е);- успеешь на автобус (Х).

8. Сколько раз надо отмерить, прежде чем отрезать?
— два (П);
— ни разу (Ч);

— семь (Н);- десять (Б).

9. На ком шапка горит?

— вор (Е);- прохожий (Д);

— фокусник (В);
— дед Мороз (Г).
10. Кем будет казак, если будет терпеть?
— генералом (П);
— полковником (Щ)

— атаманом (Ц);- сержантом (Ё).

2) Вспомните пословицу, в которой встречаются данные слова (Конец – делу венец).

8. Подведение итогов викторины.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Словарик

АФОРИЗМ, -а, м. Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
ВИКТОРИНА, — ы,ж. Игра в ответы на вопросы, объединённые какой-либо общей темой.
ДУМА, -ы, ж. 1. Мысль, размышление. 2. Название некоторых государственных учреждений.
ИДЕЯ, -и, ж. 1. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. 2. мысленный образ чего-нибудь, понятие о чём-нибудь. 3. Мысль, намерение, план.
МЫСЛЬ, -и, ж. 1. Мыслительный процесс, мышление. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. 3. То, что заполняет сознание, дума. 4. Убеждения, взгляды.
НАЗИДАНИЕ, -я, ср. (книжн.) Наставление, поучение.
ПОГОВОРКА, -и, ж. Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
ПОСЛОВИЦА, -ы, ж. краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
ПОТЕХА, -и, ж. (разг.). Забава, развлечение. Делу время, потехе час (посл.).
РАЗГОВОР, -а, м. 1. Словесный обмен сведениями, мнениями, беседа. 2. Толки, пересуды. 3. Обсуждение чего-нибудь.
РЕЧЬ, -и, ж. 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка (устная и письменная). 3. Звучащий язык. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление.
СЛОВО, -а, ср. 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.
УБЕЖДЕНИЕ, -я. ср. Прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения.
ЯЗЫК, -а, м. 1. Исторически сложившая система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.


Учитель-логопед Долгалёва Л. А.

Аз да Буки избавляют нас от скуки.

Азбука — к мудрости ступенька.

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Азбуку учат - во всю избу кричат.

Без грамоты, как в потемках.

Без складу по складам, без толку по толкам.

Бумага терпит, перо пишет.

Бумажки клочок в суд волочет.

В книги не в чурки.

В лесу (в Питере, в Москве, в городе) дрова рубят, а к нам (а по всем городам, деревням) щепки летят (то же).

В Москве рубят, а сюда (а к нам) щепки летят (письма, газеты).

Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом).

Врет по-печатному. Врет, как газета.

Все товар, и мусор товар, а книги не товар

Глядит в книгу, а видит фигу.

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить (перо).

Грамота — второй язык.

Грамота не болезнь, годы не уносит.

Грамота не злом, а правдой сильна.

Грамота правдой сильна.

Грамота черкнет — и памяти не надо, прочтешь — и спрашивать не надо.

Грамоте знает, говорит: где писано, там черно.

Грамоте может, а прочесть не умеет.

Грамоте не знает, а цифирь твердит.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится.

Грамотею и книги в руки.

За аз да за буки, так и указку в руки.

Земля бела, семена черны: пятеро пашут, двое блюдут, один управляет (человек пишущий).

И неграмотен, да памятен.

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Идет ни мужик, ни баба, несет ни пирог, ни сгибень (письмо).

Како он - кон, буки ерык - бык, глаголь аз - глаз.

Коли грамота дастся, так на ней далеко уедешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота — чтобы знания черпать.

Лучше печатного не скажешь.

На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном попе).

Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором.

Напишешь пером, что не вывезешь волом.

Не красна книга письмом, красна умом.

Неграмотный, что слепой.

Немного читай, да много (да побольше) разумей!

Ни небо, ни земля, видением бела; трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы, перо, глаза, ум).

Ныне много грамотных, да мало сытых.

Перо скрипит, бумага молчит.

Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет..

Перо сохи легче. Грамотей - не пахарь

Письмо - словно куры набродили.

По грамоте осекся, цифирь не далась.

По складам, так не грамотей.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Поле бело, семя черно, кто его сеет, тот разумеет (письмо).

Пророк Наум наставит на ум (с этого дня посылают детей в школу).

Родился от плоти, а крови нет; грамоты не знаю, а век пишу (то же).

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет; семя не всходит, а плод приносит (письмо).

Сперва аз да буки, а там и науки.

Супротив печатного (газетного) не соврешь.

У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят.

Уела попа грамотка.

Уложенье читает, а дела не знает.

Фита да ижица - к ленивому плеть ближится.

Читай, не вертись, а что написано, не сердись.