Крейсерский танк «Centaur» (A27L), Великобритания. Кентавр, Рысь, Страйкер, Моваг - нужны ли колесные танки в российской армии? С

В период с 1937 по 1945 год на вооружении британской армии состояло всего четыре типа пехотных танков. Смена же моделей боевых машин крейсерского типа напоминала калейдоскоп. Скажем, еще не успела закончиться боевая карьера танка Krusader (см. «Бронеколлекцию» № 6 за 2005 г.), как началась разработка более мощного тяжелого крейсерского танка.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Мк VIII (A27L) Centaur

Мк VIII (A27L) Centaur


Одной из важнейших проблем британского танкостроения в годы Второй мировой войны являлось отсутствие достаточно мощного и надежного двигателя. Не нашла она разрешения и при создании танка Cavalier.

Однако еще осенью 1940 года этим вопросом заинтересовался инженер фирмы Rolls-Royce У.Э.Роботам. Совместно с сотрудником фирмы Leyland Motors Г.Спарриером он исследовал возможность применения в танковой промышленности одного из авиационных моторов, производимых завода ми Rolls-Royce. В качестве объектов были выбраны два 12-цилиндровых двигателя - Kestrell и Merlin (последний использовался для истребителей Spitfire). Окончательный выбор пал на двигатель Merlin Mk III. После длительных переделок и усовершенствований (замена картера, масляного, водяного и топливного насосов и т.д.) появилась модель мощностью 600 л.с., получившая название Meteor.



Полигонные испытания этого двигателя проводились 6 апреля 1941 года в Олдершоте. «Метеоры» установили на двух танках Crusader. Первый из них развил такую высокую скорость (по мнению некоторых членов комиссии - до 80 км/ч), что не удалось даже зафиксировать время первого пробега, поскольку растерявшийся водитель не справился с управлением и въехал в лес. По результатам испытаний в Олдершоте и в исследовательском центре в Фарнборо, новый двигатель был признан основным британским танковым двигателем на ближайшую перспективу. Помимо всего прочего, к его преимуществам относилась возможность работы в комплексе с трансмиссией Merritt-Brown, пришедшей на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще со времен Первой мировой войны.

Однако запуск в серийное производство танкового мотора с авиационными корнями оказался значительно более трудной задачей, чем предполагалось. Meteor требовал конструктивной доводки. Промышленность, перегруженная приоритетными заказами для авиации, не могла быстро справиться с этой проблемой. Поэтому в июле 1941 года было решено, помимо танка А27 с двигателем Meteor и трансмиссией Merritt-Brown, разработать танк так называемого промежуточного варианта, опять-таки все с тем же мотором Liberty.

Проект А27 с двигателем Liberty и трансмиссией Merritt-Brown разработала в конце 1941 года фирма English Electric. 29 апреля 1942 года той же фирме поручили постройку двух прототипов A27L (L - Liberty). Изготовление первого из них закончили 29 июня 1942 года (второй танк был готов несколько дней спустя), а в июле обе машины отправили в Фарнборо для испытаний. Танк получил название Centaur («Сентор») и армейское обозначение Cruiser Tank Mark VIII. Вариант с двигателем Meteor стали обозначать индексом А27М.

Уже в августе первые заказы на серийные танки A27L были размещены на нескольких британских фирмах: Leyland, LMS, Harland, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942-го по февраль 1944 года было выпущено 3134 танка Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк стал самым массовым «тяжелым крейсером» английской армии в период Второй мировой войны.




Первый вариант танка - Centaur I, вооруженный 6-фунтовой пушкой, по сути, ничем, кроме трансмиссии и ряда мелких деталей, не отличался от Cavalier. На Centaur II попытались установить более широкую гусеницу и ведущее колесо с большим числом зубьев. Однако в серийное производство этот вариант не пошел. На Centaur III стали устанавливать 75-мм пушки Мк V или Мк VA. Причем значительная часть машин этой модификации была получена путем переделки из Centaur I. Последняя версия - Centaur IV - представляла собой танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей, стрелявшей осколочно-фугасными и дымовыми снарядами.

С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor, началось массовое переоборудование «сенторов» до стандарта «Кромвеля». Отличались эти танки друг от друга только незначительными деталями. Например, разными были механизмы натяжения гусениц.

Танки A27L, не подлежавшие переоборудованию, переделали в другие боевые и вспомогательные машины. Так появился Centaur АА - зенитная самоходная установка, на которую после демонтажа башни устанавливалась модернизированная башня танка Crusader АА. Существовали две модификации машины: Centaur АА Mk I имели башню от Crusader АА Mk II, a Centaur АА Mk II - башню от Crusader АА Mk III. Вооружение Centaur АА состояло из спаренной установки 20-мм автоматических пушек Polsten (в отличие от Oerlikon на Crusader АА). ЗСУ Centaur АА было изготовлено около 200 единиц.

Танк артиллерийских наблюдателей и корректировщиков Centaur OP оснащался дополнительной радиостанцией, телефоном и средствами наблюдения. Орудие заменялось деревянным макетом.

Такие машины использовались в артиллерийских полках танковых дивизий. У ремонтно-эвакуационной машины Centaur ARV на месте башни монтировалась лебедка, а на корпусе - кран-стрела и стеллажи для размещения баков с топливом, контейнеров с запчастями и т.п. Инженерные танки Centaur Dozer башни не имели, оснащались бульдозерным отвалом и предназначались для сооружения укреплений и разрушения препятствий. Конструкция инженерного танка была разработана в 1944 году в 79-й танковой дивизии. Производство осуществлялось фирмой MG Саг Со. Эти машины планировалось придавать (по одной) каждому эскадрону в танковой дивизии, а также саперным частям, однако до окончания войны войска получили всего несколько экземпляров. Небольшое количество танков было переоборудовано в бронетранспортеры Centaur Kangaroo. Последний представлял собой танк без башни, приспособленный для перевозки в боевом отделении 10 - 12 солдат.

Линейка британских танков"Centaur" была попытком ответа на появление и постоянную модернизацию немцами танка "Panzer IV", который впоследствии будет составлять основную конкурению танкам Великобритании и США в Африке. Проект танка А27L, который впоследствии получит название "Centaur" был очень похож на другой образец британского танкостроения - "Cromwell"(A27M), ключевым отличием было наличие другого двигателя.

Описание

Работы по проекту A27 вели сразу несколько британских компаний - "Birmingham Railway Carriage and Wagon", "Rolls-Royce" и "Nuffield". Для устнановки в танк предполагалось использовать двигатель фирмы "Rolls-Royce" под названием "Meteor". По сути это была адаптированная танковая версия авиационного мотора "Мэрелин", который использовался для установки в самолеты. Вот тут у британских конструкторов и начались проблемы. Этих двигателей остро нехватало для нужд авиации, в связи с чем было принято решение для продолжения проекта разработать промежуточную версию танка с другим двигателем - "Liberty", отсюда и маркирока машины - A27L, в то время как для танков с двигателем "Meteor" использовалась A27M. Осенью 1941 года компания "English Electric" начала работу над прототипом. Окончательное название танка - "Centaur" появится позже, а название "Cromwell" закрепят за машинами модификации A27M c двигателями "Meteor". Заранее предусматривалось, что двигатель "Liberty" можно будет в любое время заменить на "Meteor", это было изначально заложено в конструкции танка. Летом 1942-го построили первый экземпляр танка "Centaur", а уже к концу года наладили массовый выпуск этих боевых машин. Первые модификации A27L впоследствии получившие название "Centaur I" были практически идентичны проекту A24("Сavalier"), что позволило британской военной промышленности в короткий срок изготовить большое количество этих машин за счет наработанной технологии. В дальнейшем появилась разработка "Centaur II", однако в серию танк не пошел из-за ряда конструктивных недостатков. Дальнейшим развитием линейки стал танк "Centaur III" с усиленным вооружением - на него устанавливались 75-мм орудия Mk.V и Mk.VA, которые дали возможность британским танкистам более уверенно противостоять немецким средним танкам "Panzer IV" модификаций "Ausf G." и "Ausf.F2", также оснащенным длинноствольным 75-мм орудием. Последней машиной в серии "Центаур" стал "Centaur IV"и это уже был танк огневой поддержки с 95-мм гаубицей, фактически его можно было сравить с САУ класса штурмовых орудий. Большинство модификаций танка "Centaur" так и не приняли участие в боевых действиях - в 1943 году, когда британская промышленность получила возможность массово устанавливать в машины двигатели типа "Meteor", все танки "Centaur" начали активно доводить до стандарта "Cromwell", производя замену двигателей. Большое количество "Центауров" переделали во вспомогательную технику - инженерные машины, бронетранспортеры и т.д. В сражениях Второй мировой войны удалось принять участие только последним модификациям "Centaur IV", которые входили в "Бронированную группу огневой поддержки королевской морской пехоты"(Royal Marines Armored Support Group). Она высадилась на берегах Нормандии в числе первых десантных подразделений летом 1944-го. При высадке группой было потеряно 20 машин "Centaur IV", причем большая часть из них просто не добралась до берега, утонув во время высадки. Известно, что уцелевшие танки "Centaur" участвовали в боях до конца июня, после чего были отведены в тыл. С окончанием войны танки этого типа эксплуатировались ещё какое-то время в Англии, Франции и Греции.

Проект варианта танка А27 с двигателем Liberty и трансмиссией Merritt-Brown, получившим название «Centaur» , был разработан в конце 1941 г. фирмой English Electric, которая по контракту построила и опытную модель.

29 апреля 1942 г. той же фирме была поручена постройка двух прототипов A27L. Постройка первого из них закончена 29 июня 1942 г. (второй танк был готов несколько дней спустя) и в июле обе машины отправлены в Фарнборо для испытаний. Уже в августе на нескольких фирмах были размещены первые заказы на серийные танки A27L, наибольший заказ получил концерн Nuffield. Предусматривалась постройка свыше 4000 машин.

Однако вскоре, в результате негативных оценок, полученных A27L на испытаниях, часть уже заключенных контрактов была аннулирована, а в остальных сокращено количество заказанных танков. Затем "патронаж" над Centaur принял на себя концерн Leyland, ставший ведущим и ответственным производителем этого танка. Leyland возглавлял несколько других более мелких фирм, выпускавших A27L целиком или поставлявших отдельные узлы и детали. В сентябре 1942 г. на заводах Leyland освоено производство двигателей Liberty (всего выпущено около 3000 моторов) и узлов трансмиссии Merritt-Brown (за войну произведено более 6000 таких узлов для танков Centaur, Cromwell и Comet). Серийное производство A27L началось в декабре 1942 г. Первые серийные танки фирмы Leyland сошли с конвейера в январе 1943 года. Поскольку на них впоследствии предусматривалась замена мотора, фундамент под таковой рассчитывался на установку обоих типов двигателей. Радиаторы разместили в торце моторно-трансмиссионного отделения, а не по бортам, как на Centaur.

С конца 1942 г. инженеры Leyland начали работы над модернизацией двигателей Liberty, направленные на увеличение их мощности, устранение многочисленных недостатков, обеспечение надежной работы. Улучшенный вариант мотора имел мощность 395 л. с. (кратковременно - 405-410 л. с.) и был запущен в производство в первой половине 1943 г. Но уже в середине того же года количество строившихся на заводах Leyland танков Centaur значительно уменьшилось, а их место на конвейере заняли танки Cromwell. Производство A27L закончилось в феврале 1944 г.

Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Cromwell, стал самым массовым "тяжелым крейсером" английской армии во второй мировой войне.

A27L выпускались в нескольких вариантах:

Centaur I - первоначальный вариант, вооруженный 6-фунт. (57мм) пушкой OQF. Построено около 700 машин;

Centaur II - такое обозначение получила модель с более широкими гусеницами и направляющими звездами с большим количеством зубьев (построены, скорее всего, единичные опытные экземпляры);

Centaur III - второй основной вариант танка, вооруженный 75 мм пушкой Mk V или Mk VI. Значительная часть этих машин была получена путем переделки из Centaur I, а затем частью переоборудованы в машины специального назначения, а частью доведены до стандарта Cromwell. Такие танки (с двигателем Meteor) известны как Cromwell Mk X (позднее обозначение заменили на Cromwell III);

Centaur IV - танк поддержки с 95 мм гаубицей. Всего построено 80 машин, имевших двигатели с повышенной степенью сжатия, что давало непродолжительное увеличение мощности. Использовались, в основном, как учебные. При высадке в Нормандии Centaur IV состояли на вооружении Royal Marine Armoured Support Group.

С конца 1943 г., когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75 мм танковых пушек, началось массовое переоборудование A27L до стандарта Cromwell, отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям (например, различный механизм натяжения гусениц).

A27L, которые не подлежали переоборудованию, переделали во вспомогательные машины. Так появились следующие модификации Centaur:

Centaur AA - самоходная зенитная установка (так наз. зенитный танк), на которую после демонтажа башни устанавливалась модифицированная башня танка Crusader AA. Существовали две модификации: машины Centaur AA Mk I имели башню от Crusader AA Mk II, а Centaur AA Mk П - башню от Crusader AA Mk III.

Вооружение составляла спаренная 20-мм установка Polsten (в отличие от Oerlikon на Crusader AA). Радиостанция часто монтировалась в корпусе, а на ее обычном месте размещался дополнительный боезапас. Построено около 200 единиц;

Centaur ОР - танк артиллерийских наблюдателей и корректировщиков. Оснащался дополнительной радиостанцией, телефоном и средствами наблюдения. Орудие заменялось деревянным макетом. Такие машины использовались в подразделениях управления и артиллерийских полках танковых дивизий;

Centaur ARV - эвакуационный бронетягач (БРЭМ). На месте башни монтировалась лебедка, а на корпусе - кран и полки для размещения баков с топливом, контейнеров с запчастями и т. п.;

Centaur Dozer не имели башни и оснащались отвалом. Применялись при сооружении укреплений и разрушении препятствий (типа рвов и т. п.). Отвал монтировался на раме, закрепленной по бортам, и опускался гидроприводом. Эти машины придавались (по одной) каждому эскадрону в танковой дивизии, а также саперным частям. Конструкция была разработана в 1944 г. и производилась фирмой MG Car Co. Небольшое количество таких машин поступило в незадолго перед окончанием войны;

Centaur Kangaroo - бронетранспортер - стандартный танк без башни, приспособленный для перевозки в боевом отделении пехоты (10-12 солдат). Переоборудованы несколько опытных экземпляров.

A27L в своем оригинальном виде в боях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group - танковая группа поддержки морской пехоты). RMASG сформирована Королевским военным флотом в июле 1943 г. Согласно первоначальной концепции, танки группы (Centaur IV с 95 мм гаубицами) с демонтированными двигателями должны были устанавливаться парами на десантных баржах для поддержки с моря первой волны штурмовых отрядов морской пехоты в момент, когда корабельная артиллерия начинала переносить огонь в глубь обороны противника. После нескольких учений, завершившихся в феврале 1944 г. показательными маневрами, на которых присутствовали король Георг VI и генерал Монтгомери, эта концепция была изменена. На танки, которые теперь должны были десантироваться вместе с морской пехотой и поддерживать ее в глубине обороны противника, вновь установили двигатели. С 14 марта началась реорганизация RMASG: командиром группы стал бригадир Д. Н. Сандерс (после его смерти в июне 1944 - полковник Э. Д. Харви) и состояла она теперь из двух двухдивизионных полков (по 32 Centaur и 8 Sherman OP в каждом) и отдельного танкового дивизиона. Всего группа насчитывала 1075 чел. и 100 танков.

Во время форсирования Ла-Манша и высадки 6 июня 1944 г. (D-Day) группой потеряно 20 танков Centaur (в основном, затоплены). В первый день в боях участвовал 21 танк, затем прибыли остальные. Интересно, что для увеличения боезапаса этих танков к ним цепляли плавающие сани-прицепы, на которых перевозились 60 дополнительных снарядов к гаубице. Хотя первоначально планировалось использование танков морской пе хоты не далее 2 км от береговой полосы, они участвовали в боях до 21 июня, при необходимости поддерживая у р. Орн командос из 4-й бригады Special Service или взаимодействуя с 6-й воздушно-десантной дивизией. 24 июня RMASG была отведена в тыл (боеспособные танки переданы артиллерийским частям), а затем отправлена в Англию, где и расформирована в октябре 1944 г.

Официальное обозначение: Cruiser Tank Mk.VIII
Альтернативное обозначение: “Centaur”, A27L
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: июль 1942 г.
Стадия завершения работ: построено 3134 танка, в боевых действиях использовались только “Centaur” IV.

Появление в конце 1940 года крейсерского танка A15 «Crusader» лишь ненадолго позволило RTC (Королевскому Танковому Корпусу) получить некоторые преимущества перед основными немецкими танками Pz.II и Pz.III. Уже со следующего года в Германии стремительно нарастили выпуск более мощных танков Pz.IV, что сразу поставило самые новейшие британские крейсера на уровень ниже. Их самыми слабыми сторонами оказались 2-фунтовые орудия и ненадежные двигатели Nuffield-Liberty.

Чтобы устранить отставание в конце 1940 года Танковый Комитет выработал требования для тяжелого крейсерского танка: лобовое бронирование корпуса – 65 мм, лобовое бронирование башни – 75 мм, скорость – 24 мили в час (39 км\ч), масса – до 24 тонн. Но главное, явно устаревшая «двухфунтовка» должна была уступить место 6-фунтовыму орудию в башне нового типа на более широком погоне.

За разработку нового танка взялось сразу несколько фирм, однако наиболее перспективными считались проекты на основе конструкции А15. Так, фирма Nuffield представила «своё видение» крейсерского танка на базе серийного шасси со старой силовой установкой, но с новым корпусом и башней. Параллельно, совместными усилиями фирм Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) и Rolls-Royce, был предложен собственный проект предполагавший использование адаптированного авиационного двигателя «Merlin» и трансмиссии нового типа на идентичном шасси.

Оба варианта получили одобрение Генерального Штаба в январе 1941 года, однако из-за задержек с испытаниями новой силовой установки пришлось разработать «промежуточный» вариант танка A27L «Cromwell II» (индекс «L» обозначал марку двигателя – в данном случае это был «Liberty»). Также эта боевая машина стала известна под обозначением Cruiser Tank VIII .

Проектирование A27L поручили фирме English Electric, которая приступила к работе в конце 1941 года. Проект был готов к весне следующего года и был во многом был аналогичен танку А24 от фирмы Nuffield. Как уже указывалось ранее, изменения коснулись силовой установки и трансмиссии. По различным зарубежным источникам боевая масса танка составляла от 27432 до 28849 кг.

Ходовая часть танка A27L состояла из пяти сдвоенных опорных катков на каждый борт оснащенных резиновыми бандажами. Использовалась индивидуальная «свечная» подвеска типа Christie с вертикальными пружинными рессорами. Направляющие колеса и механизм натяжения гусениц размещались спереди, ведущие колеса цевочного зацепления – сзади. Гусеница мелкозвенчатая с одногребневыми траками шириной 14 дюймов (355 мм).

Корпус танка A27L был практически аналогичен А24, отличаясь только бронировкой моторно-трансмиссионного отделения. Компоновка корпуса осталась классической. Спереди располагалось отделение управления, где находились места водителя (справа) и его помощника (слева). В вертикальном лобовом листе корпуса толщиной 64 мм имелось два круглых люка различного диаметра, а по бортам были расположены смотровые приборы с триплексами.

Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась трехместная башня коробчатой формы (также заимствованной от А24) с шириной погона 1524 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 6-фунтовой (метрический калибр 57 мм) пушки Mk.III или Mk.V и одного 7,92-мм пулемета Besa. На крыше башни мог устанавливаться зенитный 7,71-мм пулемет Bren. Слева от орудия был сделан вырез под телескопический прицел. На крыше башни имелось два люка и два перископических прибора наблюдения Mk.IV. Боекомплект включал 75 осколочно-фугасных и бронебойных выстрелов, 4950 патронов для пулеметов Besa и 600 патронов для пулемета Bren. На правом борту башни монтировался двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет с 30 гранатами. Полный экипаж танка состоял из 5 человек: командир, наводчик, заряжающий, водитель и помощник водителя (также обслуживал радиостанцию).

Заднюю часть корпуса занимало моторно-трансмиссионное отделение, где устанавливался 12-цилиндровый бензиновый двигатель Nuffield-Liberty формированный до мощности 410 л.с. и оснащенный жидкостной системой охлаждения. Старая планетарная трансмиссия была заменена на новую от фирмы Merrit-Brown.

Заказ на изготовление двух прототипов A27L фирма English Electric получила 29-го апреля 1942 года и уже 29-го июня первый опытный образец выкатили из цеха. Второй прототип был готов в начале июля – тогда же оба танка были отправлены на полигон в Фарнборо. Испытания A27L прошли без особых нареканий, если не считать вполне стандартные проблемы с охлаждением двигателя. В остальном заказчик не имел больших претензий и в августе 1942 года был оформлен первый заказ, который разместили сразу на шести танкостроительных предприятиях фирм English Electric, Nuffield, LMS, Harland, Fowler и Leyland. В ноябре 1942 года, во избежание путаницы с названиями, танк переименовали в «Centaur» . Вплоть до февраля 1944 года было построено 3134 танка A27L двух основных модификаций и в варианте ЗСУ.

Если первый вариант A27L «Centaur» I был практически идентичен А24, отличаясь только трансмиссией. Благодаря этому в короткий срок удалось построить 950 машин. На второй модификации («Centaur» II ) была предпринята попытка оснастить танк более широкой гусеницей и ведущими колёсами с большим числом венцов. Так намеревались решить проблему возросшего давления на грунт, однако этот вариант серийным так и не стал.

Более удачной оказалась модификация «Centaur» III . Главной целью доработок стала усиление вооружение – как оказалось, даже наличие 57-мм орудия не гарантировало успех при встрече с немецкими «четверками» старых типов, а с появлением модификаций Pz.IV Ausf.F2 и Ausf.G (с длинноствольной 75-мм пушкой) положение британских танкистов стало вовсе незавидным. Таким образом, вновь назрела необходимость установить артиллерийскую систему более крупного калибра – танки «Centaur» III стали оснащаться 75-мм пушкой Mk.V и Mk.VA, которая, хоть и не полностью, уравновесила силы противников. Большинство машин этого типа было получено путем доработки более ранних «Centaur» I.

Последней моделью стал «Centaur» IV , представлявший собой танк огневой поддержки. Ранее такие машины просто получали индекс CS после названия модификации, но с 1942 года его отменили и нумерация стала сквозной. На «Centaur» IV устанавливалась 95-мм гаубица, которая могла вести стрельбу только осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, а также форсированный двигатель. Всего было выпущено только 80 танков поддержки.

Жизненный цикл большинства танков «Centaur», так сказать, в чистом виде, оказался недолгим. С конца 1943 года началась активная программа модернизации A27L путем замены двигателя «Liberty» на «Meteor» и доведения их до стандарта A27M («Cromwell» X). Другая часть танков послужила основой для различных вспомогательных бронемашин.

В 1942 году появился вариант бронемашины артиллерийских наблюдателей «Centaur» OP (Observation Post), на котором орудие заменялось муляжом, а на освободившемся месте устанавливалась дополнительная радиостанция No.19.

Несколько десятков танков A27L также было переоборудовано в инженерные бронемашины. Модификация «Centaur» ARV предполагала демонтаж башни и установку на верхней части корпуса крана-стрелы, дополнительных баков с топливом и другого специального оборудования.

Другим инженерным вариантом стал «Centaur Dozer» , конструкция которого была разработана в 79-й танковой дивизии. На этих бронемашинах также демонтировалась башня с вооружением, а вместо них устанавливался бульдозерный отвал с гидравлическим приводом. Такие бульдозеры передавались частям Королевских Инженеров и должны были распределяться распределялись из расчета один «Centaur Dozer» на один полк крейсерских танков (по другим данным – каждому эскадрону танковой дивизии). Постройка инженерных бронемашин была поручена фирме MG Car Ltd., однако до конца войны фронтовые части получили лишь единичные экземпляры «Centaur Dozer».

В 1943 году несколько танков «Centaur» было переоборудовано в бронетранспортеры типа «Kangaroo». Переделки свелись к демонтажу башни и части внутреннего оборудования для увеличения внутреннего пространства боевого отсека, который теперь использовался в качестве десантного и мог разместить 10-12 солдат. Экипаж БТР сокращался до двух человек.

Наиболее интересными были самоходные зенитные установки «Centaur» AA. При разработке этих ЗСУ было решено использовать готовые наработки по серийным самоходкам «Crusader» AA оснащенным 20-мм спаренными пушками Polsten. В результате на модификации «Centaur» AA Mk.I устанавливалась башня от «Crusader» AA Mk.II, а модификация «Centaur» AA Mk.II получила башню от «Crusader» AA Mk.III. В общей сложности было построено около 200 таких ЗСУ.

Принять участие в боевых действиях танкам «Centaur» I и «Centaur» III не пришлось. К моменту операции «Overlord» основная их масса превратилась в А27М и вспомогательные бронемашины, а оставшиеся танки использовались только для учебных целей. Ещё одной причиной отказа от их боевого применения была низкая надежность двигателей «Liberty».

Исключение составили только танки поддержки «Centaur» IV, которые использовались в составе Royal Marines Armored Support Group, сформированным в июле 1943 года и действовавшим в интересах флота. Первоначальный замысел их использования состоял в следующем – танки «Centaur» IV должны были устанавливаться на баржи парами и осуществлять огневую поддержку сразу после того, как корабельная артиллерия перенесёт огонь вглубь территории противника. Однако, после проведения маневров в феврале 1944 года, на которых присутствовали маршал Монтгомери и король Георг VI, этот план был признан малоэффективным и его пришлось изменить. Теперь от танкистов требовалась высадка на берег вместе с десантом, что потребовало реорганизации десантных частей.

Переформирование начали проводить с 14-го марта 1944 года – RMASG нового образца состояла из двух полков двухбатальонного состава, включавшего 32 танков «Centaur» IV и 8 «Sherman» QP. Общее количество танков, включая штабные, составило 100 единиц. Примечательно, что танки планировали использовать только в первые часы высадки исключительно для огневой поддержки десантных подразделений.

Знаменитый «Day D» прошел для экипажей группы не слишком удачно. Из 20 безвозвратно потерянных «Centaur» IV большая половина утонула, так и не добравшись до берегов Нормандии. Остальные подтягивались постепенно и оказать существенной огневой поддержки десанту не смогли. Достаточно сказать, что в течении 6-го июня 1944 года в боях принял участие только 21 танк. Остальные прибыли на следующие сутки. В боях на побережье использовалось одно необычное приспособление в виде металлических саней, на которых укладывался дополнительный боекомплект из 60 выстрелов.

Танки «Centaur» IV продолжали участвовать в боях вплоть до 21-го июня включительно, сначала оказывая поддержку частям 4-й бригады британского спецназа на реке Орн, а затем парашютистам из состава 6-й воздушно-десантной дивизии. Оставшиеся к тому времени танки отвели в тыл и 24-го июня передали в распоряжение артиллерийских частей. Дальнейшая судьба «Centaur» IV остаётся невыясненной.

Оставшиеся на территории Великобритании танки впоследствии послужили не только британской армии. В процессе формирования 1-й польской танковой дивизии для обучения танкистов было передано несколько «Centaur» III. Использование инженерных бронемашин продолжалось ещё несколько лет после войны, но уже к началу 1950-х гг. практически все они были выведены из эксплуатации. Помимо этого, 72 танка «Centaur» было передано армии Франции.

Более продолжительной оказалась карьера танков «Centaur», переданных в послевоенный период армии Греции. Необходимость в бронетехники у греков была более чем острая в связи с апогеем гражданской войны. Союзники решили материально помочь гречскому правительству отправив в мае 1946 года 52 танка «Centaur» I, оснащенных 57-мм орудиями и башнями типа «В». В течении 1946-1947 гг. эти машины активно применялись против партизан-коммунистов на территории Македонии и Эпира. Несмотря на неблагоприятные условия (горная местность и наличие многочисенных минных полей) греческие танкисты остались довольны своими танками. В процессе эксплуатации некоторые танки оснащались 12,7-мм пулеметами. Использование «Centaur» I в армии Греции продолжалась вплоть до 1957 года, пока им на смену не пришли более современные американские танк М47.

В настоящее время в качестве музейных экспонатов сохранилось всего пять танков A27L, находящихся в весьма приличном состоянии:

Cobbaton Combat Collection (Великобритания) – в годы войны танк бы переоборудован в бульдозер и использовался до 1957 г. Полуразобранная машина была обнаружена в 1978 году и отреставрирована до уровня «Centaur» IV (номер Т218477);

Musee des Blindes (Самюр, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (двухцветный «песчаный» камуфляж);

Pegasus Bridge (Бенувилль, Франция) – танк модификации «Centaur» IV (одноцветный зеленый камуфляж);

Hermanville-sur-Mer (Франция) – танк модификации «Centaur» IV с башней от А24 (одноцветный зеленый камуфляж);

Греческий музей бронетанковой техники (Авлона, Греция) – танк модификации «Centaur» III (некомплектный, без двигателя, гусеницы от М113).

Также в частных коллекциях и музеях числится 7 «Centaur Dozer». Ещё по меньшей мере 5 танков и один бронированный бульдозер находятся на территории Великобритании в полуразрушенном состоянии на свалках и бывших артиллерийских полигонах.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003
М.Барятинский «Крейсерский танк Кромвель» (Бронеколлекция МК 2007-04)
М.Барятинский «Английские танки Второй Мировой войны» (Бронеколлекция МК 2010-05)
David Fletcher «Cromwell Cruiser Tank 1942-50»
Great Britain’s Cruiser Mk VIII, A27L, Centaur
Centaur in postwar Greek service Angelos Sanopoulos

Фотографии:
Jedsite: CENTAUR DOZER
Cruiser tank Mk VIII (A27L) «Centaur»
Archives Nationales du CANADA

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЕЙСЕРСКОГО ТАНКА

Cruiser Tank Mk.VIII “Centaur” образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 28849 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6352
Ширина, мм 2896
Высота, мм 2444
Клиренс, мм 406
ВООРУЖЕНИЕ одна 6-фунтовая (57-мм) пушка, один 7,92-мм пулемет BESA в башне, один зенитный 7,71-мм пулемет Bren, двухствольный 50,5-мм дымовой гранатомет
БОЕКОМПЛЕКТ 75 выстрелов, 4950 патронов калибра 7,92-мм, 600 патронов калибра 7,71-мм, 30 гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел No.39 Mk.I, перископические приборы Mk.IV
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верт.) — 57-64 мм
лоб корпуса (гор.) — 25 мм
борт корпуса — 32 мм
корма корпуса — 25-32 мм
крыша — 14 мм
днище — 6,5 мм
лоб башни — 76 мм
борт башни — 51 мм
корма башни — 44 мм
крыша башни — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ Nuffield-Liberty Mk.V, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 395 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная несинхронизированная коробка передач Merrit-Brown Z5, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, колодочные тормоза, бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 обрезиненных опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо; гусеница мелкозвенчатая со стальными траками шириной 356 мм и шагом 100 мм
СКОРОСТЬ 43 км\ч по шоссе
24 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 265 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 24
Высота стенки, м 0,91
Глубина брода, м 0,91
Ширина рва, м 2,286
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.19 со штыревой антенной

Закупка иностранных образцов военной техники всегда вызывает нешуточные словесные баталии на всех возможных дискуссионных площадках. Так было с французскими вертолётоносцами , израильскими беспилотниками, . И, конечно же, так было с набившими оскомину итальянскими броневиками , которые ныне не бояться демонстрировать на Параде Победы на Красной площади — шильдик «Рысь» должен успокоить наивного зрителя, который думает что это своё, родное…

Как бы ни так. Даже с полным уровнем локализации (50%) всё равно останется итальянской бронемашиной, их интеллектуальным детищем, которые у нас лишь собирают отверточным способом из готовых машинокомплектов.

А теперь история с закупкой импорта получила продолжение… Хотя нет, для сведущих людей это не стало сюрпризом, они уже тогда, в декабре 2010 года, после визита министра обороны Италии Игнацио Ла Русса заметили неладное — сообщения в итальянской прессе о передаче России на испытания колёсных танков B1 Centauro и колёсных БМП VBM Freccia.

Но вот как гром среди ясного неба прозвучало сообщение о возможности лицензионного производства означенных бронемашин в России, на площадках «Камаза» (дежа-вю?). Естественно, сразу же последовало официально опровержение «сверху» — вроде как берём только единичные образцы, никто покупать/производить Centauro в России не будет.

А вот давайте вспомним наглядный пример: ТОЧНО такая же ситуация, практически те же действующие лица и практически те же формулировки. Вспомнили? Правильно, эпопея с LMV/Рысью. Вот что говорило Минобороны поначалу:

Минобороны опровергает сообщения о планах приобретения сотен итальянских бронемашин Iveco. В военном ведомстве говорят, что итальянская техника наряду с другими иностранными образцами просто испытывалась для сравнения с отечественными бронемашинами.

«Единожды солгав, кто тебе поверит »… Действительно ли ни о каком производстве машин Centauro речи не идет? Или же слова «неназванного представителя Рособоронэкспорта» имеют под собой основание? А может не «Рособоронэкспорта»? Зачем вообще российскому Минобороны колесные танки (истребители танков)? Что это за машина Centauro B1? Какие популярные мифы стоят за всем этим делом?

Давайте разберёмся

Вначале поймем, что же это за B1 Centauro. Я не стану разбирать подробно ТТХ или приводить его многочисленные фотографии — это уже сделали до меня много раз. В данном случае нас интересует, а такая ли это новая, новаторская техника? Как оказалось, нет.

Первый опытный образец (ходовой макет) сделали аж в 1985 году. К 1987 году были готовы полностью функциональные прототипы. К 1991 освоили серийный выпуск. То есть машине больше 20 лет, она пережила развал СССР. Даже БТР-90 и то «моложе»… И пускай машина модернизировалась, по сути она осталась той же машиной образца 80-х годов, быстрым паллиативом на тему колёсной противотанковой самоходки для отстрела возможных советско-югославских танковых агрессоров.

Хотя не спорю, конструкция была достаточно удачна, чтобы на её основе сделали БМП Freccia, а затем и гораздо более новаторскую машину Iveco SupeAV. Правда, в ней от исходного «Кентавра» мало что осталось. Разве что ходовая часть.

Кстати интересный факт: рассказывают, что пресловутый Поповкин на выставке Евросатори-2010 облизывался на «Ивеко-Супер» (Super AV), предложил от лица России купить у итальянцев понравившиеся суперброневики. Итальянцы его осадили — не продадим, у вас де слишком примитивные технологии для производства «суперов», а российские солдаты просто не доросли, чтобы эксплуатировать столь сложную технику «белого человека». А вот сильно упрощенный экспортный бразильский вариант VBTP-MR «Guarani» вам может подойти. На том и расстались.

НО, видимо, даже «Гуарани» был сложноват, а вот уровня 1985 года российской армии — в самый раз. Другой вопрос — зачем вообще МО колесные танки? Если не вникать в суть вопроса, ориентируясь на этот скандал, интерес Минобороны кажется странным.

Однако это не так. В ходе реформы армии и создании бригад нового облика встал вопрос и оснащении их новым вооружением. Появилось упоминание модных ныне «унифицированных платформ». И помимо «тяжелых», «лёгких» и «средних гусеничных» стоял вопрос и о создании «средней колесной платформы». И в рамках этой платформы — колесного истребителя танков, он же «колёсный танк».

Идея не нова: про привет из 70-х «Жало-С» уже знают многие. А кто знает про «Спрут-К», 125-мм СПТП на базе БТР-90? Ведь такая разработка была, она велась артиллерийским ОКБ-9, где разработали пушку 2А75 для . Кто знает, была ли машина в железе — ведь о многих опытных образцах мы узнаем лишь, найдя их ржавеющими на полигонах. А режим секретности не слишком способствует популяризации отечественного вооружения.

И все же идея средних колёсных бригад «а-ля страйкер» витает в умах военных. Больше никакой привязки к ЖД или к танковозам, высокая скорость марша, огромный по сравнению с гусеничными машинами ресурс — всё это дает колесная платформа. То, что колесный истребитель танков никогда не сравнится в ОБТ по боевым возможностям, — другой вопрос.

Зато есть опыт ЮАР, когда подобные машины успешно противостояли танкам, заходя им во фланг и тыл, использовали преимущество в маневре и СУО… Ну, это вопрос тактики. Вопрос стратегии заключается в том, что такая бригада может быть оперативно переброшена быстрее, чем враг подтянет танки. Или же речь вообще идёт о войне с инсургентами, там колёсная машина тоже будет кстати. Так что сама идея колесного танка не порочна сама по себе. Может быть, порочно её решение?

Наконец несколько популярных мифов. Миф первый: «итальянские технологии» . Как уже было написано, технологиям «Кентавра» больше 20 лет. И ничего уникального там нет. Хуже того, итальянские машины по определению уступают отечественным, ведь они не умеют преодолевать водные преграды вплавь (то ли дело бронемашина SuperAV — так ведь не дают… мордой, говорят, не вышли). А Минобороны у отечественных оборонщиков требует неукоснительно (цитата А.Баков):

Потому что, что НГШ Н.Макаров говорит: «Вот ты, что хочешь делай, а ты машину мне дай защищенную, а по весу должна водные преграды преодолевать сходу… Это основное требование, которое Генеральный штаб говорит, мы не снимем никогда. Что хотите делайте.

Видимо, по отношению к итальянскому «Кентавру» у МО двойные стандарты. То же самое по отдельным компонентам: двигатель Ивеко нам просто не нужен при наличии современных моторов линейки ЯМЗ-536, унифицированных для большинства платформ. Трансмиссия — то же самое.

Ещё хлеще то, что появились слухи о совершенно новаторской трансмиссии для отечественного . Так что насущной необходимости в ней нет. Аналогично по остальным пунктам. Бронезащита, вооружение, оборудование — всё это заложено в программу «унифицированных платформ», уже есть видимые результаты, а вслед за первенцами «Тайфунами» появится вскоре и «Курганец-25». А там и до «Бумеранга» недолго.

Миф второй: «дадут посмотреть нашим разработчикам» . Это всё, конечно, было бы красиво и логично — если бы наши разработчики не имели бы опыта, и на их руках ничего бы не было. Примерно такая ситуация была (вероятно) с Камазом . Разработчики до этого не имели опыта создания подобных машин, никаких наработок (кроме ужасных «шушпанцеров» Выдра/Воин) тоже. Каким образом они сделали такие, совершенные на первый взгляд, конструкции — загадка, требующая своего пытливого исследователя. Хотя многие предполагают, что имел место «иностранный опыт».