Тезисный план снегурочка. Как составить тезисный план текста? Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

Учебник для 8 класса (Часть 2)

Литература

Вопросы и задания по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»

  1. Каким ны представляете А.М. Островского? Расскажите о нём, пользуясь материалами учебника.
  2. Прочитайте пьесу «Снегурочка» целиком. Определите, какие события пьесы составляют её композицию: экспозицию, завязку, кул ьми наци ю, развязку.
  3. Какие сцены «Снегурочки» произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?
  4. Составьте тезисный план рубрики учебника «В мире художественного слова пьесы „Снегурочка”».
  5. Назовите ключевые слова, необходимые для характеристики центральных образов пьесы.
  1. Сформулируйте художественную идею пьесы-сказки A.Н. Островского.
  2. Определите жанр «Снегурочки».
  3. Какова сценическая судьба пьесы А.Н. Островского? Постарайтесь ответить, используя дополнительные материалы.
  4. Почему, на ваш взгляд, «Снегурочка» была неоднозначно встречена отдельными литераторами?

    Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

    1. «Снегурочка» и устное народное творчество.
    2. Гимн любви (по страницам «весенней сказки» А.Н. Островского).
    3. Романтические традиции в «Снегурочке».
    4. Исполнители в спектакле и в опере (рассказ об актёрах).
    1. Дом-музей А. Н. Островского н Москве: Дом в Замоскворечье. М., 1988.
    2. Журавлёва А.И., Макеев М.С. А.Н. Островский. М., 1997.
    3. Лобанов М. Островский. М., 1979 (ЖЗЛ).
    4. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. М., 2012

Народные сказки занимают довольно серьёзное место в русском этносе. В них выражаются чаяния, надежды, опасения, а то и просто людей. Большинство русских сказок пронизано добротой и верой в справедливость. Иногда мы сталкиваемся с тем, что литератор берет за основу сюжет какого-то народного сказания и развивает его по-своему. В качестве примера можно привести произведение такого писателя, как Николай Островский. «Снегурочка», краткое содержание которой всем известно с детства, под пером автора получила новый и поучительный виток.

Любовь Мороза и Весны

Давайте рассмотрим подробней, о чем же пишет Н. Островский. «Снегурочка», краткое содержание которой можно передать несколькими предложениями, наполнена массой поучительных посылов читателям. Представьте себе древнюю мифическую страну берендеев. И вот однажды в ней произошло невиданное доселе событие. На Красную горку возле Берендеева посада (царской столицы) приходит Весна. Да не одна, а со всей своей великолепной свитой. Свита у нее знатная - журавли и лебеди. Однако страна берендеев неласково встречает Весну (как ей кажется, виной тому - их взаимоотношения со старым Морозом). Ведь отец ее дочки по имени Снегурочка - Мороз.

Не только в стране берендеев недовольны таким ходом вещей. Солнце тоже выражает недовольство, грозится больше не греть землю. Поэтому Весна, чтобы хоть как-то помочь согреться животным, предлагает им петь и плясать. Однако, как только они начинают двигаться, тут же поднимается злая холодная вьюга. Весна собирает всех птиц и прячет их в кусты в надежде, что следующий день принесет долгожданное тепло.

Отцовское предостережение

Ко всему прочему, из лесу появляется старый Мороз, напоминая Весне о заботе об общем ребенке. Он предлагает укрыть Снегурочку в глубине леса, где расположен теплый терем. Мать-Весна тоже по-своему проявляет заботу - она хочет, чтобы ее ребенок жил среди людей, радовался вместе с ними жизни. Встреча переходит в ссору. Мороз знает, что горячий Ярило, хочет погубить Снегурочку, сделав так, что когда у той в сердце зажжётся огонь любви, она просто растает. Все это он рассказывает Весне. Но та не верит аргументам Мороза.

Уже с самого начала мы видим разницу в сюжетах народной сказки и той, что написал Островский. «Снегурочка», краткое содержание по главам которой мы рассматриваем, продолжается так. После долгого спора родители решили отдать девочку на воспитание бездетному Бобылю. Дескать, там нет парней, а значит, сердце Снегурочки будет в безопасности. Сама девушка признается, что давно мечтает жить с людьми, петь песни и водить веселые хороводы. К тому же выясняется, что Снегурочка не совсем равнодушна к молодому пастуху Лелю. Это особенно насторожило Мороза. Он предупреждает дочь со всей отцовской строгостью, чтобы она держалась подальше от пастуха, общение с которым может ее погубить.

Приемные родители

Краткое содержание рассказа «Снегурочка» (Островский великолепно описывает проводы Масленицы) продолжим тем, что берендеи радуются приходу Весны, встречая ее песнями и плясками. Бобыль встречает в глухой чаще прекрасную, богато одетую девушку, которая просится в приемные дочери. Непросто живётся Снегурочке. Все дело в том, что, будучи излишне стыдливой, она, по мнению Бобылей, отвадила всех потенциальных женихов. А ведь им так хотелось разбогатеть за счет семьи, в которую возьмут девушку замуж.

Неожиданно на постой к Бобылям приходит пастух Лель. Красивого и обаятельного парня никто не хотел брать к себе в дом, опасаясь, что хозяйские дочери не устоят перед ним. А что взять с бедного пастуха? Очень невыгодная партия. Поэтому односельчане собирают деньги и отдают их Лелю, чтобы он где-нибудь, только не у них, подыскал себе жилье. Соблазнившись деньгами, Бобыли пускают юношу в дом.

Неискушенность Снегурочки

Как точно и глубоко раскрывает своих персонажей Островский! «Снегурочка» - пьеса, краткое содержание которой не может передать всю палитру характеров. Разберемся в отношениях красавца-пастуха и невинной, скромной Снегурочки. Несмотря на то что песни Леля, да и сам парень, ей нравятся, врождённая стыдливость девушки явно мешает молодым людям сблизиться.

Да и пастух оказался не совсем бескорыстным. Просто так петь для услады слуха он не хочет. Он просит более материальных подарков. Например, поцелуев. Но Снегурочка не понимает стремлений Леля. Она от всего сердца подарила юноше цветок за исполненную песню. Пастух же, устав объяснять очевидное, выкинул его и удалился к другим девушкам, которые, по его мнению, могли лучше оценить талант и красоту.

Красота - предмет зависти и обид

Что еще подчеркивает Островский? «Снегурочка» (краткое содержание сказки невозможно оставить без некоторых деталей) написана давно, но и сегодня мы находим множество поучительных моментов. Так, Снегурочка, несмотря на свою популярность среди молодежи, не может найти подруг. Ведь все парни заглядываются на нее, и девушки не желают общаться с дочкой Весны.

Единственной проявившей к Снегурочке доброту оказалась Купава, дочь богатого селянина. Она настолько откровенна с девушкой, что делится своим счастьем - к ней посватался богатый купец Мизгирь из царского посада. Скоро быть свадьбе. Спустя некоторое время появляется и сам жених. Он приезжает со множеством подарков, которыми хочет одарить родственников Купавы и приближенных людей в честь своей женитьбы.

Купава знакомит Снегурочку со своим возлюбленным и зовет ее на девичник, устроенный по случаю скорого замужества. Но Мизгирь влюбляется в Снегурочку с первого взгляда, напрочь позабыв о Купаве. Он официально заявляет девушке о расторжении помолвки, аргументируя это своей неожиданной любовью к Снегурочке. Купава настолько потрясена, что решает покончить с жизнью, утопившись в реке, однако пастух Лель успевает спасти ее. Конечно, и Купава, как и все прочие девушки деревни, затаила обиду.

Немилость бога Ярилы

Продолжим изучать краткое содержание. Сказка «Снегурочка» (Островский построил ее на базе древних народных верований) переносит нас в те времена, когда люди поклонялись естественным, природным богам. Так, царю Берендею кажется, что в последнее время бог Ярило немилостив к его царству. Мало греет, не позволяет вызревать урожаю, да и вообще редко появляется.

Об этом он говорит своему приближенному Бермяте. Царь уверен, что Ярило гневается на его поданных за отсутствие в их сердцах тепла любви. Как светлому и теплому божеству, ему это неприятно.

План Берендея: краткое содержание

Островский Н., «Снегурочка» которого «оголяет» все человеческие страсти, приводит в разгневанную Купаву. Она просит покарать изменника. Оправдываясь, Мизгирь объяснил царю, что больше не считает Купаву своей невестой, а жениться без искренней любви не хочет. Выслушав купца, до этого молчавший Бермята предложил царю силой заставить его жениться на Купаве. Однако тут воспротивилась сама девушка, заявив, что такой изменник ей и даром не нужен. Мизгирь же ответил, что отныне считает своей невестой Снегурочку.

Все это мешает плану Берендея, по которому его подданным нужно заключить максимальное количество браков. И чем скорее, тем лучше. Это должно задобрить Ярилу. Бермята скептически отнесся к царским замыслам, сославшись на то, что в последнее время все больше слободских девушек ссорятся со своими парнями. Те покорены красотой Снегурочки.

Знакомство царя со Снегурочкой

Разгневанный Берендей приговаривает купца к изгнанию из страны. Мизгирь согласен с наказанием, но предлагает царю самому взглянуть на красавицу, из-за которой столько разговоров. Вскоре Бобыли вместе с приемной дочерью предстали перед царем.

Берендей поразился красоте и целомудренности Снегурочки, сразу же прикинув, что если выдать ее удачно замуж, Ярило точно удовлетворится. Однако здесь опять встал вопрос о женихах. Сердце Снегурочки холодно, и замуж она не хочет. Озадаченный Берендей просит совета у своей жены - Елены Прекрасной. Царица, разобравшись в ситуации, пояснила мужу, что сердце девушки может растопить только пастух Лель.

Волшебный подарок Весны

Казалось бы, развязка не за горами. Но страсти только накаляются. Именно так задумал Островский. Снегурочка (краткое содержание по действиям этой сказки точно передает либретто к опере Римского-Корсакова) не интересует Леля. Он очень увлечен Купавой, причем настолько, что хочет петь свои песни только для нее. Приглашая Снегурочку на ночной праздник, пастух вовсе не собирается отдавать ей свое сердце, намекая на то, что девушка уже один раз не оценила его устремлений. Она не понимает плотских чувств, и Лель отвергает девицу.

Мизгирь тоже не теряет времени и стремится завоевать свою возлюбленную. Но Снегурочку не интересуют и богатства купца. Разгневанный Мизгирь пытается взять девушку силой, но волшебные обитатели леса защищают дочь старого Мороза. Как написал Островский, Снегурочка (очень краткое содержание не позволяет полноценно раскрыть все нюансы сюжета) все время находится под опекой Лешего.

В отчаянии она просит Весну научить ее человеческой любви. Мать в последний день своего владычества (ведь утром всходит Ярило) не может отказать дочке. Но она все же напомнила, что эти чувства «смерти подобны». Снегурочка согласна на все, лишь бы познать любовь. Весна надевает на голову девушки волшебный венок: первый мужчина, которого встретит дочка, станет ее избранником.

Губительные лучи солнца

Снегурочка встречает Мизгиря, которому и отдает свою любовь. Купец счастлив и не верит в опасения Снегурочки насчет первых лучей Солнца. Он торжественно приводит девушку на Ярилину гору, где собрались все берендеи, и царь благословляет все пары, которые собираются пожениться.

К сожалению, трагически заканчивает сказку Островский. Снегурочка (краткое содержание не вмещает в себя всех переживаний девушки) погибает с первыми лучами солнца. Купец настолько потрясен, что бросается прямо с горы в омут, где и тонет. Однако их смерть не произвела впечатления на царя Берендея. Он считает, что Ярило получил большую жертву, и теперь жизнь у них в царстве наладится.

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Тексты окружают нас повсюду. Текст – это понятие одновременно философское и лингвистическое, общее и частное. Но в повседневной жизни большинство людей сталкивается именно с лингвистической ипостасью текста, то есть некой последовательностью символов, связанных общим смыслом, целью и формой. В такой трактовке тексты были и остаются незаменимым источником информации обо всем в мире, от кулинарных рецептов до основных положений теории струн. Первые тексты в нашей жизни были нами услышаны, затем мы сами научились произносить их простейшие образцы. И не задумывались над сложностью той системы, пока не пошли в школу и не узнали, что тексты можно также читать, записывать и анализировать.

Поскольку текст – система действительно сложная и даже многозадачная, то и разнообразных процессов, связанных с ними и основанных на них, существует немало. С некоторыми из них сталкиваются ученики средней школы, когда проходят обязательную программу по изучению русского языка. В рамках освоения рубрикации текста. Ценность этого навыка трудно переоценить, ведь он позволяет лучше понимать и запоминать даже большие массивы информации, содержание книжных параграфов, литературных произведений, конспектов лекций, да и просто структурирует и организует мыслительный процесс. Поэтому и школьникам, и их родителям будет очень полезно научиться составлять тезисный план текста.

Что такое тезисный план
Тезисный план текста – это только один из существующих видов его структурирования. Он основан на том, что каждый связный текст имеет определенное строение, а его части логично связаны между собой по смыслу. При этом каждая часть несет в себе выражение мысли, дополняющей общий смысл текста, но позволяющей разделить его на смысловые подразделы. Эта смысловая основа текста – и есть база для составления тезисного плана. Состоит он, соответственно, из тезисов – то есть лаконичных фраз, в сжатой форме формулирующих основную идею каждой части текста.

Как правило, авторы текстов уже оставили своеобразную подсказку тем, кому впоследствии придется делить их произведение на части. Потому что в грамотно написанном тексте абзацы содержат собственные положения, и тезисы с ними совпадают. Другими словами, достаточно понять, о чем говорится в каждой отдельной части текста, чтобы вывести тезис из этой части. Но как быть, если смысловая основа текста структурирована не очень четко? Если одна и та же мысль встречается в тексте несколько раз в разных его частях или сформулирована неоднозначно? В таком случае на помощь придут другие типы планов, самые распространенные среди которых:

  • вопросный;
  • цитатный;
  • назывной (простой и сложный).
Любой из этих видов планов помогает упорядочить информацию, изложенную в тексте, и использует ее в качестве основы для его краткого изложения. Но ни один план не помогает так же хорошо зафиксировать в памяти и усвоить ее нюансы. Поэтому, если перед вами или вашим ребенком/учеником стоит задача подготовиться к выступлению, запомнить подробности речи, лекции, реферата или статьи, то лучшего способа, чем составление тезисного плана, не придумать. Но для того, чтобы он действительно помог, а не сбил с толку, нужно составить его правильно.

Правила составления тезисного плана текста
Тезисы, как основная смысловая составляющая текста, не однородны по своей сути и значению для передачи информации. Выделяют оригинальные и вторичные тезисы. Если речь идет о выполнении школьного задания или подготовке к публичному выступлению, вторичными тезисами можно пренебречь и сконцентрировать свое внимание на оригинальных, потому что именно они играют роль опорной схемы для восстановления в памяти основных идей текста и их развития в логичной последовательности. Приступая к составлению тезисного плана текста, для получения оптимального (то есть лаконичного, но содержательного) результата, следуйте таким рекомендациям:

  1. Не спеша прочитайте текст. Возможно, вам понадобится несколько прочтений, чтобы вникнуть во все особенности его содержания и формы.
  2. Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста, но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.
  3. Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста. Если он записан в черновике или электронном документе, можете даже пометить каждую из них, указав ее рядом с соответствующим предложением и/или абзацем.
  4. Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
  5. Закройте глаза или спрячьте написанный текст, а затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
  6. Таким образом, вы уже сделали львиную долю работы: вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла – сделайте это. Если они и так уже содержат только суть – переходите к оформлению плана.
  7. В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.
  8. В отдельных случаях допустимо изменить порядок следования тезисов, если это оправдано развитием сюжета (например, несколько параллельных сюжетных линий) или помогает вам лучше ориентироваться в содержании.
  9. После записи тезисов и их нумерации закройте исходный текст и на некоторое время отвлекитесь, займитесь другим делом и не думайте о плане. Затем перечитайте его и попробуйте с его помощью восстановить содержание исходного текста. Лучше всего делать это на следующий день, после ночного отдыха.
  10. Если содержание, логика доводов и идея авторского текста легко воспроизводится с помощью вашего тезисного плана – то вас можно поздравить. Он составлен правильно и позволит вам складно выступить перед аудиторией и/или получить отличную оценку на уроке!
Легче всего составить тезисный план простого текста, разделенного на небольшие абзацы. В некоторых случаях, с учетом сложной авторской подачи информации в тексте, один абзац может содержать две и больше идей. Тогда задачей составителя тезисного плана становится внимательное отслеживание и выделение каждой из них, потому что пропуск даже одного звена в логике повествования нарушает построение всего сюжета. При необходимости, каждый тезис можно разделить на подтезисы – иногда такая тактика позволяет быстрее справиться с заданием. Но в большинстве случаев, когда речь идет о классной или домашней работе, бывает достаточно понять, о чем идет речь в тексте, и сформулировать положения, в которых заключены его ключевые мысли.