Что такое план местности. Что такое план местности Как составляется план

Второй язык географии - картографическое изображение. Карты использовались даже древними мореплавателями. При планировании экспедиции исследователи собирали все доступные картографические материалы на необходимый район. По завершении результаты переносились на бумагу. Так создавался план местности. Это было основой для создания новых карт. Что же такое план местности и в чем его принципиальные отличия от географической карты?

местности?

Самые первые карты в истории человечества являлись планами. Сейчас они используются практически во всех отраслях науки и техники: без них не обходятся в строительстве, сельском хозяйстве, инженерных изысканиях и т. д.

План местности - это изображение крупного масштаба участка земной поверхности, при создании которого используются условные знаки. Как правило, составляются данные картографические изображения для небольших районов с площадями до нескольких квадратных километров. При этом кривизна никак не влияет на изображение.

Чем план отличается от карты?

Нередко в жизни мы встречаем и карту, и план местности. География как наука опирается на эти картографические изображения. Но это не одно и то же.

При создании географической карты используется более мелкий масштаб (то есть охватывается больший район), учитывается характер земной поверхности, то есть используется математический закон построения изображения - проекция. Важнейший элемент географических карт - градусная сетка: она необходима для определения сторон света. Параллели и меридианы зачастую отображаются дугами, а не прямыми. Нанесению на карту подлежат только значимые крупные объекты. Для их составления используются разнообразные материалы, в том числе карты более крупного масштаба, космические снимки.

План местности - это более детальное изображение малого Строится он без учета проекции, так как в силу размера участка поверхность принято считать плоской. Стороны света определяются по направлениям рамок плана. Отображению подлежат абсолютно все элементы местности. Составляют их на основе материалов крупномасштабной аэрофотосъемки или на местности.

Как составляется план?

Для начала выбирается точка на участке, с которой хорошо виден весь подлежащий картографированию район. После этого необходимо выбрать масштаб будущего плана. Следующий шаг - определение направления на север. Сделать это можно при помощи доски-планшетки и ручного компаса. На бумаге нужно обозначить точку, с которой будет проводиться съемка местности, а затем нарисовать все основные ориентиры (углы зданий, крупные деревья, столбы).

Затем с помощью специальных высокоточных приборов измеряются азимуты до каждой точки, которую нужно отразить на плане. Каждый раз азимуты откладываются от главной точки, и от нее проводится вспомогательная линия, на плане отмечается угол. Расстояние от главной до искомых точек местности также замеряется и переносится на бумагу.

Затем в условных знаках отображаются объекты участка, делаются необходимые подписи.

По всей площади картографического изображения плана неизменным остается его масштаб. Масштаб бывает трех видов:

  • Численный.
  • Именованный.
  • Линейный.

Численный выражается как дробь, числителем которой является 1, а знаменателем - М. Это число М показывает степень уменьшения размеров изображения на плане. Топографические планы имеют масштабы 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000. Для землеустроительных работ также используются более мелкие масштабы планов - 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000. Более мелким считается тот масштаб, у которого больше число М, и наоборот.

С именованным масштабом проще - здесь длина линий выражается словесно. К примеру, в 1 см - 50 метров. Это означает, что 1 см расстояния на плане соответствует 50 м на местности.

Масштаб линейного типа - график, изображаемый как отрезок прямой, который разделяется на равные части. Каждая такая часть подписывается числовым значением соразмерной длины местности.

Условные знаки плана местности

Для того чтобы отобразить на топографическом плане какие-либо объекты или процессы, указать их важные качественные или количественные значения, необходимо пользоваться условными знаками или обозначениями. Они дают полное представление о пространственном расположении объектов, а также их характеристику и вид.

Существует четыре типа условных знаков:

  • Масштабные - линейные и площадные (к примеру, площади государств, дороги, мосты).
  • Внемасштабные (колодец, родник, столб, вышка и т. д.).
  • Пояснительные (подписи характеристик объектов, например ширина шоссе, названия субъектов).

В легенде плана все они находят отражение. Исходя из легенды составляется первичное представление об участке.

Итак, план местности - изображение малого участка земной поверхности в большом масштабе. Он используется практически во всех сферах человеческой деятельности. Без него невозможно было бы создавать топографические карты.

Как обозначаются предметы местности на плане? Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

Внимательно посмотрите рисунок 16. Здесь волнистая длинная синяя линия - река; местность с изображением дерева - лес; мелкие коричневые точки - пески; многочисленные коробочки - дома, селения; зеленый участок с мелкими кружочками - сад.

Рис. 16. План местности.

Планом местности называют изображение сверху небольшого участка поверхности Земли на бумаге в уменьшенном виде (по-латыни планум - плоскость).
По плану можно узнать общие черты местности, месторасположение предме­тов и точно определить расстояние меж­ду ними.
Формы предметов на плане - это вид предметов сверху. Поэтому одно-, двух- и многоэтажные дома выглядят одинаково, так как на бумагу наносят только лишь занимаемую ими площадь (рис.17).


Рис. 17. Нанесение предметов местности на план.

Чтобы различить предметы на плане, возникает необходимость сверху написать их названия. Но тогда весь чертеж состоял бы из надписей. И было бы трудно понять такой чертеж. Поэтому, для того чтобы было легко представить характер местности, используют условные знаки (рис. 18).

Рис. 18. Условные знаки.

Во многих случаях рисунок или цвет условных знаков показывает особенности предметов, изображенных на плане. Например, обозначения одинокого дерева, ветряной мельницы, дорожного указа­теля и многие другие знаки напоминают их внешний вид. Группа однородных объектов, тесно связанных друг с другом, занимающих определенную поверхность земли, раскрашена однородными красками. Например, водная гладь раскрашена голубой краской, лес - зеленой, местность с обозначением кустарниковых растений - бледно-зеленой и т.п.

3. Абсолютная и относительная высоты. Для изображения рельефа земной поверхности на плане необходимо знать высоты точек. На земле имеются горы, возвышенности, низменности. Насколько они высоки или низки, можно узнать, сравнив их высоты относительно одинакового уровня. В качестве первоначального уровня берут поверхность океана или моря, принимаемого за 0.
Абсолютной высотой называют высоту точки земной поверхности, отсчитываемую от уровня моря или океана (по-латыни абсолют - неограниченный, безусловный). На территории бывшего Советского Союза абсолютная высота земной поверхности отсчитывается относительно уровня Балтийского моря. Там высота - Ом.

Рис. 19. Положительные и отрицательные абсолютные высоты.


Высота точек, расположенных выше уровня моря, считается положительной, а расположенных ниже - отрицательной (рис.19). Разность высот от одной точки земной поверхности до другой называют относительной высотой.
Например, если вершина холма на 20 м выше его подошвы, то это будет относительная высота. Относительные высоты на земной поверхности определяют с помощью инструмента нивелира.


Рис. 20. Нивелир.

Простейший нивелир можно легко изготовить самим. На верхнюю часть рейки высотой 1 м горизонтально прибивают деревянную планку. На ней устанавливают отвес на шнуре, который используют для проверки правильности уровня планки (рис. 20).
Для определения высоты холма один ученик, стоя у подошвы холма, направляет нивелир к его склону. Второй ученик вбивает колышек в указанное место. Это означает, что место забитого колышка от нивелира находится на 1 м выше. Далее нивелир переносят к колышку и направляют на следующую точку. Таким образом, перемещаясь вверх по склону, определяют относительную высоту вер­шины холма от его подошвы (рис. 21).


Рис. 21. Измерение высоты холма.


4. Горизонтали. На плане местности и топографической карте рельеф земной поверхности изображается горизонталями (по-гречески горизон - разграничивающий). Горизонталями называют ли­нии, соединяющие точки с одинаковой высотой.

Горизонтали можно сравнить с линиями уровня воды, расположенными на определенной высоте земной поверхности. На рисунке 22 показано, как уровень воды, поднимаясь, постепенно заливает холм. 1 - вода заливает подошву холма. 2, 3, 4 - вода, поднимающаяся каждый раз на 1 метр, заливает определенные участки холма.


Рис. 22. Изображение холма горизонталями.


Горизонтали на топографических картах проводят через определенные высоты (1 м, 2,5 м, 5 м, 10 м и т.п.). Величина этих высот зависит от масштаба карты и от характера земной поверхности. Например, на топографической карте масштаба 1:10 000 на плоской равнине горизонтали проводят через каждые 2,5 м, а на холмистой местности - каждые 5,0 м.
Чтобы легко определить характер земной поверхности, на карте цифрами обозначают высоты не­которых горизонталей и точек. Верхняя часть цифры всегда направлена в сторону повышения, а нижняя часть - понижения высоты. Кроме того, направление ската показывает перпендикулярная к горизонталям черточка бергштрих (по-немецки берг - гора, штрих - черта) (рис. 23).


Рис. 23. Определение различия форм рельефа по цифрам и бергштриху. Расположение цифр показывает повышение и понижение высоты местности.


Некоторые формы земной поверхности (обрывы, овраги и т. д.), которые невозможно обозначить горизонталями, изображают с помощью дополнительных условных знаков.

5. Значение плана для деятельности человека. План очень необходим в ежедневной жизни. Перед тем, как начать любое крупное строительство завода, фабрики и гидроэлектростанции, нужно начертить план той местности. Чтобы проложить дорогу, построить здание, ну­жен план. Специалист сельского хозяйства также планирует посевные работы. План помогает ориентироваться на местности во время туристических походов и путешествий. Поэтому умение разбираться в плане, наносить его на бумагу при не­обходимости приносит очень большую пользу.

1. Что такое план?

2. Как изображается поверхность земли на плане?

3. Что называют абсолютной и относительной высотой?

4. Что такое горизонтали? 5.

Для чего используется бергштрих?

6. Какова польза плана в хозяйственной деятельности человека?

7. Нарисуйте в тетради условные знаки и запомните, что они обозначают.

8. Используя нивелир, определите высоту холма или глубину оврага.

Стр. 21

Практическая работа 1

1) Рассмотрите рисунок пришкольного участка и его план (с. 22). Сравните их.

На рисунке вид местности изображён сбоку. На плане местность изображена сверху. Для изображения предметов на плане используют условные знаки. План – это уменьшенное изображение и там есть масштаб. На плане должны быть обозначены стороны горизонта. На рисунке стороны горизонта не обозначают.

Стр. 22

3) Можно ли по рисунку определить, с какой стороны горизонта расположен вход в школу?

По рисунку нельзя, так как на рисунке стороны горизонта не обозначают.

4) Как определить на этом плане стороны горизонта?

Если стрелка С-Ю отсутствует, то северной стороной принято считать верхнюю часть плана, а южной - нижнюю.

6) Определи, в каком направлении от школы расположена спортивная площадка, а в каком направлении детская.

Спортивная площадка находится на северо-западе. Одна детская площадка находится на севере (за школой). Вторая – на юго-западе.

7) Что расположено с северной стороны школы? А с южной?

На севере находятся – детская площадка, цветник. На юге – вход в школу и два цветника.

8) С какой стороны горизонта можно войти во двор школы, если использовать ворота рядом с бассейном?

С востока.

Стр. 23

Практическая работа 2

1) Рассмотрите условные знаки на плане местности. Найдите фруктовый сад, луг, смешанный лес, болото, пашни, овраг.

2) Как называется ручей, которому даёт начало родник?

Ручей Быстрый.

А как называется приток реки Светлой?

Река Тихая.

В каком направлении течёт река Светлая?

Северо-восток.

3) Туристы отправились от железнодорожного моста по грунтовой дороге к дому лесника. Читая на плане условные знаки, опишите вид местности, по которой они прошли.

Туристы от железнодорожного моста прошли мимо поселка и по грунтовой дороге подошли к деревянному мостику через реку Тихая. Перейдя мостик, их путь продолжился по грунтовой дороге, которая отделяла пашню от луга. Затем они свернули на дорогу, которая отделяла пашню от лиственного леса и дошли до домика лесника.

Стр. 23–24

1. Сравни свой пришкольный участок с планом в учебнике.

Мой пришкольный участок очень похож на план, который есть в учебнике. На моем пришкольном участке тоже есть спортивная и детская площадки, цветники, фруктовый сад, деревья. Участок тоже огорожен оградой. Но на моем пришкольном участке нет бассейна.

2. Определи, с какой стороны горизонта расположен вход в твою школу.

Вход в мою школу расположен на юге.

3. С какой стороны от твоей школы находится спортивная площадка, с какой игровая?

И спортивная и игровая площадки в моей школе находятся на юго-западе.

4. а) Нарисуй Волшебный город. Придумай названия улиц. Течёт ли через город река? Есть ли в городе парки?

В моем Волшебном городе течет река Светлая. Парк расположен на набережной вдоль реки. Улицы в городе – Высотная, Театральная, Стеклянная, Лесная.

Стр. 25

1. Что такое масштаб?

Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз уменьшены расстояния на чертеже, плане или карте по сравнению с расстоянием на местности.

2. Определи по плану (с. 24) длину и ширину класса.

Ширина класса 10 метров. Длина – 12 метров.

Уже в глубокой древности, путешествуя и открывая новые земли, люди стремились сохранить для потомков полученные знания, они составляли описания, а также делали чертежи и рисунки тех мест, в которых побывали.

Первые географические изображения местности известны уже с III-II вв. до н. э. Это наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. Народы Тихого океана создавали свои карты из раковин и черенков пальмовых листьев.

Карты известны людям давно. Широкое распространение получили карты в Римской империи. Их использовали для организации военных походов, в управлении государством.

В Европе расцвет картографии начался с XV в. - периода Великих географических открытий. Карты стали более подробными и точными.

Небольшие участки земной поверхности изображают в виде планов местности.

Человек широко использует планы местности в своей деятельности: строительстве, сельском хозяйстве и др.

Чтобы работать с планом местности, нужно уметь его читать, т. е. знать, что обозначают условные знаки. Их много, и они похожи на сами объекты. Каждому объекту на плане соответствует определённый цвет: леса, сады показаны зелёным цветом, реки, озёра, болота - голубым.

Планы местности составляют в уменьшенном виде с помощью масштаба.

Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

На картах, в отличие от плана местности, изображают более крупные территории планеты или даже всю её целиком.

Это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков.

Карты различают по масштабу. Чем мельче масштаб карты, тем меньше информации (подробностей) она может сообщить. Однако, какой бы подробной ни была карта, местность на ней всё равно изображена не так детально, как на плане.

На географических картах синим цветом показано водное пространство, светло-голубым - неглубокие водоёмы, тёмно-синим - глубины морей и океанов. Реки изображены в виде синих изогнутых линий, озёра изображаются так же, как и на плане местности.

Зелёным, жёлтым и оранжевым цветом обозначены плоские и холмистые равнины. Разными оттенками коричневого цвета показаны горы.

Разнообразны карты и по содержанию. На одних картах по казаны рельеф территорий, моря, реки (физические карты), на других - страны мира и их столицы (политические карты), на третьих - предприятия, дороги (экономические карты) и др.

На карты наносят градусную сеть, образованную пересекающимися линиями.

Линии, соединяющие Северный и Южный полюсы, называют меридианами .

Начальный меридиан делит земной шар на два полушария - Восточное и Западное.

Линии, с которыми пересекаются меридианы, называют параллелями .

Самая длинная параллель - экватор . Он делит земной шар на Северное и Южное полушария.

С помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на планете.

  1. Что можно узнать по плану местности?
  2. Для чего нужен масштаб? Что он показывает?
  3. Зачем нужна градусная сеть?

План местности и географическая карта - это плоские уменьшенные изображения участков поверхности Земли при помощи условных знаков и масштаба. Масштаб показывает, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

Горизонт - это видимое глазом пространство. Воображаемую линию, ограничивающую горизонт, называют линией горизонта. Выделяют основные (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад) стороны горизонта. Умение определять своё местонахождение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.

Ориентироваться на местности можно с помощью компаса, по солнцу, звёздам и по местным признакам.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

1. Рассмотрите аэрофотоснимок и план одной и той же местности на форзаце 1 в учебнике. Напишите, чем они отличаются. Какая информация отсутствует на аэрофотоснимке, но есть на плане местности?

Ответ :

На аэрофотоснимке отсутствует, а на плане местности имеется следующая информация: масштаб плана, урез воды, абсолютные высоты и линии высот на местности, название населенных пунктов и географических объектов, уточнены породы деревьев, а также некоторые потройки.

2. Заполните таблицу, указав виды изображений поверхности Земли, их достоинства и недостатки.

Ответ :

3. Нарисуйте самостоятельно условные знаки.

Ответ :

4. Рассмотрите условные знаки на рисунке. Самостоятельно подпишите значение каждого условного знака. Проверьте себя по атласу и оцените свою работу.

Ответ :

Как вы думаете, почему эти условные знаки объединили в три группы?

Ответ :

Растительность, Гидрография, Населенные пункты и Пути сообщения.

5. Установите соответствие между условными знаками и их значениями.

Ответ :

6. При построении плана местности было сделано три ошибки. Выпишите их

Ответ :

Не указаны численный, именованный, линейный масштабы плана. Не подписано, через сколько метров проведены горизонтали.

7. Рассмотрите на рисунке план местности. Представьте, что вы идёте по шоссе из деревни Берёзкино в посёлок Речное. Перечислите все объекты, которые встретятся вам по пути.

Ответ :

Дорога, мост, река Камеланка, машино-тракторная мастерская, колодец, ветряная мельница, силосная башня, здания.